Детская йога

Зарядка для карапуза (YOГА №12)

Консультант: массажист, инструктор ЛФК, инструктор по плаванию — Козяр Т.М.

 

 

– По кочкам, по кочкам,

По мелким бугорочкам,

В ямку – бух!

Распугали сотни мух!

Бабушка забавлялась с внуком, трясла его на коленках и бросала вниз, подхватывая, казалось, в самый последний момент. От этой игры оба разрумянились и были довольны.

– Осторожно, мама, что это ты такое делаешь с Дениской? – недоумевала молодая мама восьмимесячного малыша, – Оставь его в покое, ему скоро обедать.

– Мы играемся. Видишь, как ему весело, да Дениска? – снова обратилась бабушка к малышу, – Обедать будешь? А хлебчик испек? А ну, давай будем хлебчик печь.

Пеку-пеку хлеб-чик

Деткам на обед-чик…

Бабушка начала играть с ладошками внука, перекладывая воображаемое тесто из одной руки в другую и раскачиваясь по сторонам.

– Не мучай его, мама, он устанет, а через пару часов к нему инструктор придет по бэби-йоге. Он будет заниматься. А потом массаж и плавание.

– Это вы ребенка мучаете. В наше время никто с детьми ничем таким не занимался и дети росли здоровые. Вот сама иди на свою йогу, а Дениске и так хорошо.

 

%%Такие  сцены можно часто наблюдать.  Мы сейчас не будем разбирать, кто прав в подобной ситуации: мама или бабушка. Нас интересует, что же нужно маленькому ребенку? Сам он пока знать этого не может, потому что у него еще не сформировалась такая способность. И от того, как будут заботиться родители о ребенке на первом году его жизни, зависит, каким он вырастет, в том числе и насколько здоровым, сильным, выносливым, способным понимать себя и других людей, способным в дальнейшем создать свою семью и реализоваться в жизни.  Эта тема очень обширная, в данной статье мы попытаемся рассмотреть один из важных аспектов заботы о младенце – это физическое воспитание.

%%Ребенок рождается уже с опытом внутриутробной жизни, ведь на день рождения ему уже девять месяцев! И все это время плод в утробе матери живет и готовится к встрече с внешним миром. Здесь он целиком зависит от мамы, и с постепенным развитием все больше проявляется его жизнедеятельность. Двухмесячный эмбрион уже способен регистрировать прикосновение, у него есть глаза, уши. Потом постепенно увеличивается число рецепторов в коже, все больше совершенствуются зрительный, слуховой, вкусовой аппараты и наступает пора для развития двигательной системы. Мышечная активность начинает проявляться уже к третьему месяцу, но эти движения пока не заметны для матери, она услышит движения к пятому месяцу.

%%В заключительной стадии внутриутробного периода  ребенок достигает довольно высокого уровня функционирования: он совершает движения руками и ногами, поддерживает определенную позу: голову он наклоняет к груди, руки, ноги прижимает к туловищу. Эта поза остается самой удобной и наименее травматической и для взрослого человека. Также плод уже может держать голову в вертикальном положении, улыбается, реагирует на внешние звуки, откликается на знакомые голоса родителей возбуждением или замиранием. Именно во внутриутробном периоде закладывается эта общность матери и ребенка, которая и после рождения останется на многие годы.

%%Когда роды благополучно завершены, ребенок делает свой первый вдох и издает свой первый крик, возвещая о своем появлении на свет, тотчас на него обрушивается лавина самых разнообразных внешних воздействий. Никогда в жизни человеку больше не дано испытать такого перепада. Во-первых, после состояния относительной невесомости в околоплодных водах новорожденный ощущает  земное притяжение, что мгновенно сказывается на работе всех систем организма. Во-вторых, ослепляющий свет, различные цвета, множество звуков, вкусовые раздражения, прикосновения, перепады температуры – все это обрушивается на ребенка. В-третьих, происходит изменение работы внутренних органов: начинают дышать легкие, первая пища попадает в желудочно-кишечный тракт, изменяется кровообращение в связи с отсоединением от пуповины.

%%В своих лекциях по  введению в психоанализ Зигмунд Фрейд говорит о том, что акт рождения является источником и прообразом аффекта страха. «Когда много лет тому назад мы, молодые больничные врачи, сидели за обеденным столом в ресторане, ассистент акушерской клиники рассказал, какая веселая история произошла на последнем экзамене акушерок. Одну кандидатку спросили, что значит, когда при родах в отходящей жидкости  обнаруживается Mekonium (первородный кал, экскременты), и она, не задумываясь, ответила, что ребенок испытывает страх. Ее осмеяли и срезали. Но я в глубине души встал на ее сторону и начал догадываться, что несчастная женщина из народа правильным чутьем открыла важную связь».

%%После рождения ребенок остается один на один с новыми внешними условиями, которые вызывают нарушения ряда стабильно функционировавших во внутриутробном периоде жизненно важных систем и в работе мозга. Возникает необходимость адаптации к новой среде, но внезапно обрушившиеся воздействия так интенсивны, что, прежде всего, подавляют, блокируют почти все ранее имевшиеся функциональные возможности, они как бы «обнуляются». Но одновременно все эти воздействия побуждают организм ребенка к новому эволюционному скачку.

%%Первые 12 часов жизни младенца чрезвычайно интересны, они имеют название «имитационный период». В эти часы новорожденный держит голову, внимательно рассматривает окружающий его мир, повторяет движения людей, например, высовывает язык вслед за врачом. Но уже во второй половине первых суток функции, выработанные еще во внутриутробной жизни, постепенно угасают до их полного исчезновения.  И на первый план выступает полное угнетение мозга. Лишь спустя 5-7 дней мозг вновь обретает способность принимать информацию из внешней среды и постепенно начинается сложный и долговременный процесс адаптации ребенка к внешнему миру.

%%В настоящее время, изучая нервную систему организма, установлено, что обеспечение таких функций, от которых зависит выживание организма человека, осуществляется специальными системами нейронов, расположенных в стволе мозга. Это, так называемые,  командные нейроны, развитие которых подчинено жесткой генетической программе и относительно независимо от условий внешней среды. Эти системы командных нейронов работают еще до рождения, осуществляя спонтанные движения плода: сосательный, шаговый рефлексы и другие, которые некоторое время сохраняются после рождения, а потом исчезают, если не подкрепляются соответствующими влияниями извне. Если эти врожденные рефлексы не подкреплять, активно не развивать, то они утрачиваются, а новые не приобретаются, тогда могут возникнуть патологические заболевания нервной и других систем.

%%Здесь на фоне общего ухода за младенцем на помощь приходит гимнастика, которая и носит соответствующее название – рефлекторная гимнастика, потому что основой ее является  работа с рефлексами малыша. К примеру, хватательный рефлекс ручками и «топающие» ножки – это врожденные рефлексы, и если их не подкреплять, они после двух месяцев исчезнут.  Чтобы помочь ребенку перевести эту способность из рефлекса на уровень его сознания и укрепления мышц, с ним нужно заниматься.  Гимнастику нужно делать с первого дня жизни малыша. Выкладывание на животик – это уже гимнастика. При этом стимулируется работа кишечника, ребенок в этом положении учится держать голову, работают руки.

%%Помимо работы с рефлексами ребенка гимнастикой для младенцев достигаются и другие цели. Конечно же, это физическое развитие малыша, коррекция его мышечного тонуса. После рождения еще на протяжении нескольких месяцев ребенок находится во «внутриутробной» позе – с согнутыми ручками и ножками. Это происходит из-за повышенного тонуса мышц-сгибателей, причем этот тонус неравномерно повышен в разных мышечных группах. Часто это можно заметить, что одна ручка согнута в кулачок в большей степени, чем другая; то же самое с ножками. Это происходит из-за несогласованной работы различных зон головного мозга на данном этапе жизни. Возбуждение какой-либо зоны мозга приводит к сокращению соответствующей мышцы тела. У ребенка часто во сне происходят неожиданные мышечные подергивания.  В результате повышается уровень возбуждения, вызванного избытком стимуляции, источником которого является собственное тело.

%%Первые два-три месяца жизни называются критическим постнатальным периодом, во время которого наиболее интенсивно идет процесс развития нервной системы. Дело в том, что к моменту рождения мозг располагает всем количеством отпущенных ему нейронов, которые в течение дальнейшей жизни он будет лишь терять. Но увеличение массы мозга происходит, прежде всего, за счет увеличения массы каждого нейрона вследствие дендритного ветвления – образования новых нервных связей.

%%В постнатальном периоде процесс дендритного ветвления нейронов идет наиболее интенсивно, что лежит в основе высокой пластичности мозга. Это обеспечивает создание оптимальных условий для функциональных перемен: одни функции сменяются другими, более соответствующими изменившимся условиям. Именно эта подготовка мозга к конкретным условиям жизни и является залогом оптимальной адаптации к ним, а в дальнейшем – способности активно влиять на них при прохождении через другие критические периоды развития человека.

%%К трехмесячному возрасту основные функциональные системы в мозге уже заканчивают свое формирование. Поэтому так важны первые недели жизни, это наиболее ответственный период. Будущее мозга, его возможности во многом зависят от того, с какими воздействиями встретился новорожденный, что его окружает, как с ним взаимодействуют.

%%Чтобы помочь организму ребенка гармонизировать, упорядочить процессы развития нервной и, как следствие, мышечной системы, применяют массаж, гимнастику и плавание. Это и великолепная профилактика и один из основных методов лечения таких недугов как рахит, плоскостопие, косолапость, нарушение осанки, дисплазия тазобедренных суставов, повышение или снижение мышечного тонуса и многих других.

%%В первую очередь с ребенком должны заниматься родители.  Есть такое выражение, что мама «лепит» тело ребенка своими руками, обозначает его границы. В результате занятий снимается избыточный мышечный тонус, активизируется перистальтика кишечника, укрепляется сердечно-сосудистая, иммунная системы, легче проходит процесс адаптации организма к стрессовому воздействию изменений окружающей среды. Когда мама занимается с малышом, она разговаривает с ним, улыбается, а ребенок слышит ее голос, чувствует ее руки. Известно, что ребенок себя не знает, он узнает себя через глаза матери, через ее присутствие, прикосновение, а также посредством речи. Ребенок первых месяцев жизни должен получить большую порцию аудиальной, визуальной, осязательной чувствительности именно от матери. В результате этого появляется базовое доверие к миру вообще, что является основным моментом в формировании структуры психики человека.

%%Существуют тщательно разработанные общие методики массажа, гимнастики и плавания для детей грудного возраста, но для каждого ребенка подход должен быть индивидуальный.  Первые упражнения, которые нужно делать с ребенком, сейчас показывают еще в роддоме медсестры: как работать с ручками, ножками, как выкладывать на животик. А потом после осмотра врачом-педиатром, невропатологом и ортопедом уже назначается индивидуальная программа для работы с младенцем в зависимости от состояния всех функций и систем его организма.

%%Программу работы с ребенком помогает осуществить массажист и инструктор по лечебной физкультуре и плаванию, а также он показывает, как нужно учить ребенка плавать, хотя слово «учить» здесь не совсем подходит, скорее, как правильно вести себя родителям во время плавания ребенка. Поскольку внутриутробное развитие плода протекает в водной среде, врожденные плавательные рефлексы не исчезают в первые месяцы жизни, и их можно закрепить. Если  в течение первых трех-четырех месяцев ребенок не будет плавать, то эти рефлексы уйдут, и потом ребенка можно будет учить плавать, только когда он достигнет более сознательного возраста.

%%Специалист постепенно приучит малыша к процедурам, обучит родителей, как правильно их выполнять – от простого к сложному, даст необходимые советы и проконтролирует правильность выполнения процедур.

 

Массаж

%%Массаж начинается с самых простых поглаживаний, обязательное условие – от периферии к центру. Поглаживание животика – по часовой стрелке.  Затем постепенно добавляется разминка всех мышц. Ни в коем случае нельзя разминать напряженную мышцу. Ее нужно обхватить руками, разогреть поглаживанием, расслабить и только потом разминать. Во время массажа малыш лежит полностью голенький – это закаляет его и подготавливает к следующим процедурам.

%%Нужно растереть малышу каждый пальчик на ручках и ножках. Если надавить на ладошку, он рефлекторно сожмет кулачок, надавливание под пальчиками ног заставит их согнуться, а если надавить на пяточку, пальчики выпрямятся.

%%Массаж и все другие занятия должны проходить в игровой форме, чтобы ребенок улыбался, чтобы ему это нравилось. Если ребенок плачет, значит, ему делают что-то неправильно, либо малыш плохо себя чувствует, а может, хочет спать или есть. В таком случае любые процедуры нужно отложить до следующего раза. Ни в коем случае нельзя заниматься с ребенком, когда у нет настроения, когда он плачет, нельзя идти против воли ребенка. Эта эмоция точно также закрепляется с производимым действием, вырабатывается рефлекс на слезы. Родители думают, что ребенку не нравится массаж или физкультура, он может плакать только потому, что на массажном столе он плакал вчера.  Когда ребенок плачет, он весь напряжен, а мышцы надо расслабить. И в эту, так называемую, «плачущую мышцу» нельзя «влезать» с массажем.  Это будет вызывать боль, и как следствие, ломкость сосудов, давление в тканях, кровоподтеки. Спокойствие и хорошее настроение ребенка – это обязательное условиеПротивопоказано делать массаж во время острого заболевания, при повышении температуры тела, воспалительных заболеваний кожи, обширном диатезе, пороке сердца.

%%Массаж и мелкие упражнения обычно делают на столе, покрытом одеялом и сверху простыней в хорошо проветренной комнате. Руки мамы должны быть теплыми и чисто вымытыми, без колец и с коротко остриженными ногтями. После еды должно пройти не меньше часа, а за два часа до ночного сна прекращаются все нагрузки. Малыш должен успокоиться, расслабиться, тогда его сон будет крепким.

 

Плавание

%%Плавание для грудных детей – это мода, увлечение или панацея? Ведь еще не так давно молодым родителям и в голову не приходило учить плавать грудного ребенка. Но опыт показывает, что раннее обучение плаванию положительно влияет на развитие всех систем организма: улучшает дыхание, кровообращение, укрепляет  опорно-двигательный аппарат, благотворно сказывается на деятельности центральной нервной системы.

%%Плавание желательно начинать с двух недель, после заживления пупочной ранки, когда ребенка уже можно купать в некипяченой воде. Начинать нужно с температуры воды не выше 36о С и постепенно снижать до 30о С. Плавание желательно проводить малышу 4-5 раз в неделю. Для этого необходимо набрать полную ванну воды с отваром трав, которые в данное время необходимы ребенку, или с морской солью, что полезно для развития костной системы.

Фото 1

%%Перед плаванием желательно раздеть малыша на 10-15 минут для воздушной ванны с легким массажем. Затем нужно положить его на воду, как на перину, поддерживая только голову. Необходимо дать малышу расслабиться, почувствовать под собой объем и силу воды, тогда он поймет, что вода его держит, а не родитель (фото 1). Спокойно поводите ребенка вперед и назад, сделайте толчки ножками о стенку ванны. Поводите малыша по воде «восьмеркой» на животе (фото 2) и на спине, при этом грудь и плечи должны находиться под водой.

Фото 2

%%Первые шаги лучше всего делать в воде. Для этого нужно поставить малыша вертикально, большие пальцы при этом поддерживают подбородок и затылок, а ладони находятся соответственно на груди и спине, стопы малыша должны упираться в дно ванны. Легким поворотом туловища ребенка побуждайте его сделать шаг с высоким подниманием колена.

 

%%Подготовьте малыша к нырянию. В положении на животе после слов «внимание, ныряем» нужно поливать ему на голову водичку таким образом, чтобы она стекала по лицу. И только через несколько дней можно спокойно плавно окунать ребенка под воду (фото 3).  Со временем можно будет отпускать его в воде на несколько секунд — он будет самостоятельно работать ручками и ножками — малыш будет плыть! Ребенок может находиться в воде столько времени, пока ему это нравится.

Фото 3

%%В конце процедуры необходимо провести закаливание. Для этого нужно включить холодную воду, для начала на несколько секунд, потом завести в «холодное пятно» ножки малыша, потом ручки, потом уже всего малыша. Со временем воду можно будет не выключать и даже нырять под ее струей.

 

 

Гимнастика

%%Гимнастика для грудничков улучшает физическое и психическое развитие ребенка, способствует своевременному формированию моторных навыков, улучшает обмен веществ. В дальнейшем дети отличаются красивой осанкой, хорошей координацией движений, быстротой двигательных реакций, ловкостью и смелостью в играх, у них хорошо развит вестибулярный аппарат и теплообмен.

%%Гимнастика полезна всем детям, и особенно, отстающим в развитии. Чтобы не совершать ошибок, нужно придерживаться главного правила: ничего нельзя делать вместо ребенка, нужно обучать его, а делать все он должен сам. Заниматься можно в течение дня, когда у ребенка будет настроение. Все упражнения нужно комментировать. Нужно говорить ребенку ласковым спокойным голосом, что с ним происходит, радоваться его успехам, хвалить его: «ты сидишь», «дай ручки», «держись крепко», «умница, ты стоишь», «молодчинка, ты сегодня сделал это лучше!». Не нужно сомневаться – дети все понимают. Уже через несколько дней можно будет заметить, как на слова родителей «вставай» ребенок приготовится, напряжется, его маленькие ручки крепко сожмут палец мамы, и очень скоро малыш сможет удержать ими свой собственный вес. Этот рефлекс на слова вырабатывается в течение 4-6 дней. Самый яркий пример, когда во время плавания при словах «внимание, ныряем» малыш задерживает дыхание – он уже знает, что после этих слов его окунут в воду.

%%Важным является  отношение родителей к процедурам, их настроение, уверенность в своих действиях — ребенок чувствует родителей, через их отношение и настроение ребенок адаптируется к жизни, к окружающей среде. Родители должны быть уверены в пользе упражнений для своего малыша, они должны понимать, как работают те или иные упражнения, что они дают. Об этом нужно спрашивать своего инструктора.

%%Одни и те же упражнения не могут быть «полезными для всех». Рассмотрим пример. Все дети рождаются с повышенным тонусом мышц-сгибателей, в основном, он быстро уходит, но бывают случаи, когда он сохраняется надолго. Если такого ребенка поднять за руки, они будут согнуты в локтевых и плечевых суставах. В таком случае малыша можно подержать подольше и даже покачать из стороны в сторону (переносить ребенка поочередно на каждую руку). Но некоторые дети рождаются с «разболтанными» суставами, которые ни в коем случае нельзя растягивать, они укрепляются другими упражнениями, малыш должен хорошо потрудиться, чтобы укрепить такие связки. Вот как раз в этом случае ничего нельзя делать за ребенка, необходимо побуждать его все делать самому.

%%Совершенно недопустимо, когда в динамической гимнастике ребенка, взяв за руки, бесконтрольно «болтают», «крутят» вокруг себя. Родители должны задаться вопросом: «Зачем это нужно?» Если от инструктора, который занимается с малышом, не поступает вразумительного ответа, вряд ли стоит доверять ему занятия со своим ребенком.  Со временем малыш окрепнет, он сможет долго висеть, крепко, без посторонней помощи держась за пальцы родителей.

%%Окрепшие связки физиологически никогда не становятся слабее, даже если какое-то время не заниматься с ребенком. Слабеют мышцы, но мышцы и укрепляются гораздо быстрее. Но если с ребенком неправильно заниматься, то перерастянутые связки и поврежденные суставы еще не скоро придут в норму. Такие занятия могут только навредить ребенку.

%%Очень хорошо, когда с ребенком занимается специалист, но в течение часа просто физически невозможно сделать все. Например, разведение в тазобедренных суставах рекомендуется делать до 200 раз в день! Их надо делать по 10-20 раз за один подход.  Многие упражнения трудно сделать малышу одно за другим – нужны перерывы. Поэтому родители должны сами заниматься с ребенком в течение дня.

%%Не нужно «работать», необходимо делать упражнения, играя с малышом, как это делали наши бабушки и прабабушки. Как бы сейчас ни называли гимнастику: «Бэби-йога», «Динамическая гимнастика» или как-то еще, — это исконно наша традиционная гимнастика, которая всегда присутствовала в нашей культуре и передавалась из поколения в поколение в виде игр. «Кую, кую чобиток», «Сорока-белобока», «Пеку хлебчик», «Гоп, чуки-чуки», «Ладушки» — все мы их помним из детства – таким образом, с шутками и прибаутками занимались и с нами наши родители. Все эти игры построены на рефлексах, которые должны быть у детей, и которых нам не изменить, мы можем изменить только название.

 

%%Начинается новый день! Ваш малыш проснулся. Не торопитесь поднять его с кроватки. Положите свои руки на его грудь, на животик, помогите ему потянуть ручки вверх, проведите по ножкам, подведите свои руки ему под спинку и чуть приподнимите. Вы увидите, как сладко  и с удовольствием малыш вытянется. Эта простая растяжка самая полезная. «Ты растешь!» Возьмите малыша за ручки, не забудьте вложить ему в ладонь большой палец, а остальными пальцами обхватить предплечье ниже кисти, но только для страховки. «Вставай!» И обязательно на несколько секунд посадите его — «Ты сидишь!». Поднимите так, чтобы стопы его сделали упор на кроватке – «Ты стоишь!». И если его кисть еще не расслабилась, поднимите его высоко над головой.

%%Не забывайте, каждый раз меняя памперс, сделать двадцать разведений ножек (фото 4). Пощелкайте ему в такт языком – и это упражнение станет игрой. Малыш будет пытаться повторять за вами щелканье, это полезно и для развития речи, и весело! Все упражнения выполняйте спокойно, плавно, без рывков, ни в коем случае не делайте их, преодолевая сопротивление ребенка. Поймайте момент, когда он расслабится и будет настроен на игру.

Фото 4

%%В течение дня вы носите малыша на руках. Нельзя садить его себе на руку, а тем боле садить в подушки или ходунки, пока он не сядет самостоятельно. Разведите его ножки у себя на поясе, поддерживая его за спинку (фото 5).

Фото 5

%%Очень хорошо носить ребенка к себе спиной. Одной рукой прижать его ножки к себе, другой – поддерживать под грудки. Когда его спинка окрепнет, поддержка уже не понадобится (фото 6), малыш будет стоять «столбиком» и с удовольствием рассматривать все вокруг.

Фото 6

%%Нельзя держать ребенка высоко подмышки, таким образом сдавливаются важные сосуды и нервы, — надо обхватить руками грудную клетку. В таком захвате  можно не только поднять малыша к себе на руки, но и поднять высоко над головой, побуждая его прогнуться в спине, в таком же захвате можно учить малыша шагать (фото 7). Но ни в коем случае нельзя ставить ребенка на ножки, пока он не станет сам. Учить стоять, делать шаги необходимо, обязательно удерживая вес малыша в своих руках.

Фото 7

 

 

 

Предлагаем родителям краткий комплекс упражнений для детей грудного возраста

 

Упражнения для рук в положении лежа на спине.

  1. Сгибание и разгибание кисти и пальцев.
  2. Сгибание и разгибание плечевых суставов с поворотом ладошки к плечам.
  3. Разведение рук в стороны с перекрещиванием на груди (фото 8).

    Фото 8

  4. Поднимание рук вверх поочередное и одновременное.
  5. Перекатывание со стороны в сторону, держа ребенка за руки.

 

Упражнения для ног в положении лежа на спине.

  1. Сгибание и разгибание стоп.
  2. Приведение колен к груди поочередное и одновременное.
  3. Отведение ног в тазобедренных суставах поочередное и одновременное под прямым углом (фото 9).

    Фото 9

  4. Топание и скольжение стопой по поверхности.

 

Упражнения для рук в положении лежа на животе.

  1. Поднимание вверх прямых рук.
  2. Отведение в стороны прямых рук (фото 10).

    Фото 10

  3. Имитация плавания.
  4. Похлопывание ладошками по поверхности стола.

 

Упражнения для ног в положении лежа на животе.

  1. Сгибание ног в коленных суставах с приведением пяточки к ягодицам.
  2. Поднимание прямых ног.
  3. Приведение колен в животу через стороны — «Лягушка» (фото 11).

    Фото 11

  4. Вдвоем поднять ребенка вверх за прямые руки и ноги, покачивая ребенка на животе – «Лодочка» (фото 12).

    Фото 12

 

Упражнения в разных положениях тела.

  1. Перевороты со спины на живот. Их нужно делать, придерживая малыша за ножки. Помогите ему приподнять голову, затем побуждайте его делать это самостоятельно (фото 13).

    Фото 13

  2. Переход из положения лежа в положение сидя. Нужно выполнять, держа малыша за одну ручку, при этом, вторая его ручка должна опереться о стол. Следующий вариант упражнения – приподнимание в положение сидя за обе руки одновременно (фото 14).

    Фото 14

  3. Из положения «Лягушка» приподнять малыша под грудки, научить его упираться руками на стол. Со временем руки переводятся ближе к коленкам, и малыш будет сидеть между пяточками (фото 15).

    Фото 15

  4. Когда ребенок окрепнет, из предыдущего упражнения его можно научить, как правильно подняться на ножки. Для этого надо вывести одну ножку, поставить ее на стопу (фото 16). Помочь малышу привстать самостоятельно. То же проделать с другой ногой.

    Фото 16

  5. Поверните малыша к себе спиной, одной рукой держите его под колени, другой – под грудь. Легкие удары пяточками о стол заставят его присесть (фото 17).

    Фото 17

    Помогая ему выпрямить колени, не отрывая пяточек от стола (фото 18).

    Фото 18

  6. Из положения, которым закончили предыдущее упражнение, резко наклоните ребенка вперед, он должен выбросить вперед ручки и упереться на стол ладошками (фото 19).  Помогите ему выпрямиться, со временем он будет делать это самостоятельно. Положите ему игрушку – он будет за ней тянуться.

    Фото 19

  7. Со временем  положите игрушку немного вперед и, держа малыша за бедра, побуждайте его делать шаги руками (фото 20). Когда ребенок окрепнет, с поддержкой за голень, он будет проходить все большие расстояния.

    Фото 20

  8. Взять малыша к себе лицом, обхватить одной рукой ноги под коленками, другой поддерживать под спину. Для начала медленно отклоните ребенка назад, покачивая на своей ладони, чтобы он расслабился, прогнулся в спине и запрокинул голову (фото 21).  Помогите ему подняться. Когда малыш окрепнет, помогать подняться ему надо будет за ручку, а со временем он сам прогнется назад и поднимется силой своих мышц.

    Фото 21

  9. Выкладывайте малыша спиной на мяч, при этом придерживайте его за ноги. Покачивайте вперед-назад. При этом ребенок должен прогнуться и расслабиться (фото 22).

    Фото 22

  10. Выкладывая малыша животом на мяч, держите его за ноги, ладошками похлопайте по мячу, покачайте вперед-назад (фото 23). Со временем качать мяч вперед необходимо будет настолько, чтобы руки ребенка достали ладошками до стола.

    Фото 23

 

Фото к статье:  Козяр Олег

2011.11.29

Об авторе