Жизнь, Философия

В поисках красоты (YOГА №14)

Джидду Кришнамурти

%%Деревня была грязная, однако вход в лачугу, к которой мы подошли, мыли и украшали ежедневно. Внутри – аккуратно убрано, но несколько душно от запаха стряпни. Семья была дома – отец, мать, дети и старая женщина, очевидно, бабушка. На удивление веселые и довольные, они говорили на неизвестном нам языке, поэтому вступить в разговор не было возможности. Мы уселись; никто не чувствовал стеснения. Взрослые продолжали свою работу, а дети – девочка и мальчик – подошли ближе и, улыбаясь, сели рядом. Скромный ужин был почти готов. Когда мы уходили, все вышли из помещения и смотрели нам вслед. Солнце, укрытое большим одиноким облаком, опускалось над рекой. Объятое пламенем облако зажигало поверхность воды заревом лесного пожара.

%%Длинные ряды хижин были разделены довольно широкой тропой, по обе стороны которой тянулись открытые грязные канавы, плодившие всякую мерзость. В черной жиже виднелись извивающиеся белые черви. Тут же у дороги играли дети. Целиком поглощенные своими играми, они смеялись и кричали, не обращая никакого внимания на прохожих. Вдоль берега реки на фоне пылающего неба вырисовывались пальмы. Вокруг хижин бродили свиньи, козы и тощие коровы, которых то и дело сгоняли с дороги. Перед наступлением темноты деревня стала успокаиваться, дети угомонились и послушно шли на зов матерей.

%%Большой дом с прекрасным садом был окружен высокими белыми стенами. Полный красок и цветения, сад, должно быть, требовал немало средств и ухода. Царившее в нем необыкновенное умиротворение, казалось, шло от огромного редкой красоты дерева. Фонтан – радость местных птиц – сейчас одиноко напевал свою песенку, и никто не нарушал его уединения. Все вокруг растворялось в объятиях опускающейся ночи.

%%Она была танцовщицей не по профессии, а по призванию, и некоторые считали ее мастером танца. По-видимому, она этим гордилась. Была в ней не только заносчивость, навеянная признанием публики, но и какая-то надменность, порожденная осознанием собственной духовной ценности. Подобно тому, как кто-то довольствуется внешними достижениями, она радовалась собственному духовному прогрессу. Хотя, успех в духовной сфере это самообман, в который мы сами себя вовлекаем, он доставляет огромное удовольствие.

%%Ее украшали драгоценности; ногти были красного цвета, губы подкрашены в тон. Она не только танцевала, но проводила беседы об искусстве, красоте и возвышенных материях. Тщеславие и честолюбие читались на ее лице. Она искала признания в области духовного, а также хотела быть известной артисткой. Однако в данное время духовное вышло на первый план.

%%Она сказала, что у нее нет личных проблем, и что она хотела бы поговорить о прекрасном и духовном. Личные жизненные проблемы, которые представлялись ей просто глупыми, ее не заботили, зато глубоко интересовали более масштабные вопросы. Что такое красота? Исходит ли она изнутри или находится вовне? Является ли красота субъективной или объективной, или сочетанием того и другого?

%%Она была чрезвычайно уверена в своем знании, и эта убежденность была отрицанием самой красоты. Самоуверенность идет рука об руку с непогрешимостью и замкнутостью, но как оставаться чувствительной, не будучи открытой?

 

%%Что такое красота?

%%Вы хотите получить определение, формулу или желаете исследовать вопрос?

 

%%Но разве мы обойдемся без знания и объяснений? Можем ли мы что-либо исследовать без инструмента? Мы должны знать, куда идем, прежде чем пускаться в путь.

%%Не мешает ли знание исследованию? Если вы уже знаете, как можете вы тогда исследовать? Не указывает ли само это слово – «знание», на такое состояние, когда процесс исследования прекратился? Знать означает не исследовать. Итак, вас интересуют только выводы и формулировки.… Как определить красоту? Как приближение к существующему или воображаемому образцу? Или это некая лишенная структуры абстракция? Является ли красота частностью, и может ли частное стать общим, всеобъемлющим? Возможна ли внешняя красота без внутренней свободы? Использование украшений – красота ли это? Свидетельствует ли внешнее проявление красоты о тонкой чувствительности? Что же вы ищете? Сочетания внешнего и внутреннего? Но существует ли внешняя красота без гармонии внутри? На чем вы делаете упор?

 

%%Для меня важны оба аспекта. Красота – это союз внешнего и внутреннего.

%%Следовательно, у вас уже имеется готовая формула для достижения прекрасного. Но формула – это еще не красота, а только набор слов. Быть прекрасной и стремится стать прекрасной это разные вещи. Что же вы ищете?

 

%%Красоту и формы, и духа. Для прекрасного цветка должна быть прекрасная ваза.

%%Можно ли достичь гармонии внутренней, а с ней, возможно, и внешней, при отсутствии чувствительности? Не является ли чувствительность необходимым условием для восприятия и уродливого, и прекрасного? Возможно, красота – это избегание всего уродливого?

%%Конечно, да!

%%Избегание и сопротивление – сомнительные достоинства. О какой чувствительности может идти речь, если преобладает сопротивление, замкнутость в себе и ограничение свободы? Способен ли честолюбивый человек быть чувствительным, сознавать красоту?

%%Чувствительность и открытость тому, что есть, очень важны. Мы же отождествляем себя с тем, что называем прекрасным, и в то же время избегаем того, что считаем уродливым. Мы хотим наслаждаться прекрасным садом, но предпочитаем не замечать зловонную деревушку. Но не является ли любое отождествление одновременно и сопротивлением?
%%Осознавать и деревню, и сад без какого-либо сопротивления или сопоставления – вот это и означает быть чувствительной. Вы же хотите быть чувствительной только по отношению к красоте и добродетели, но готовы противодействовать всему уродливому и злому. Однако чувствительность и открытость – это тотальный процесс, который нельзя оборвать на каком-либо одном, особо приятном для вас уровне.

%%Но я стремлюсь к чувствительности и прекрасному!

%%Так ли это на самом деле? Если это так, тогда вся эта озабоченность по поводу красоты должна прекратиться. Этот особый интерес, особое почитание красоты стали для вас уходом от того, что есть, бегством от самой себя. Как можете вы быть чувствительной, если не осознаете того, что вы есть?

%%Ловкие и честолюбивые, те, кто гонятся за красотой, лишь преклоняются перед своими собственными фантазиями. Оградившись непробиваемой стеной, они всецело замкнуты в себе; а так как никто не может пребывать в полной изоляции, отсюда рождается страдание. А этот беспрестанный поиск красоты и несмолкающий разговор об искусстве – это не что иное, как респектабельный и высоко чтимый способ бегства от жизни, от своей сущности.

 

%%Но ведь музыка не является уходом от жизни?

%%Когда музыка занимает место осознания себя – это становится бегством. Без глубокого понимания себя любое действие ведет к хаосу и страданию. Тонкая чувствительность возможна лишь в свободе, которая сопутствует пониманию – пониманию каждого движения собственного «я», каждого движения мысли.

Текст подготовлен по изданию:

Commentaries on Living. First Series: from the notebooks of J. Krishnamurti, KFI, 2005, ISBN 81-87326-04-2, p.194

При поддержке Фонда Кришнамурти

Krishnamurti Foundation Trust, Brockwood Park, Bramdean, Nr. Alresford, Hants SO24 0LQ, UK

+ 44 (0) 1962 771525, e-mail: info@kfoundation.org.uk; www.kfoundation.org

Ассоциация Джидду Кришнамурти

Александр Елисаветский, yogatsigun@inbox.ru

Алексей Архангельский, 77angel88@mail.ru

Николай Шорохов, garudabird@rambler.ru

 

2011.12.19

Об авторе