Йога, Классика йоги

Шива Самхита (YOГА №9)

Глава 5

 

Препятствия, на пути к Йоге: поклонение божествам, соблюдение диеты, жажда освобождения, посты, молчание, аскетизм, созерцание, мантры, подаяние, заключение себя в различные монастыри и рощи, отказы от чего бы то ни было, обеты, голодания, паломничество…


5.1 Парвати молвила: О, Господин! О, возлюбленный Шанкар! Поведай мне ради тех, чьи умы в поиске высочайшей цели, о препятствиях и помехах на пути к Йоге.

5.2 Шива молвил: Слушай, о Богиня! Я поведаю тебе о всех препятствиях, что стоят на пути к Йоге. На пути к освобождению величайшим препятствием есть удовольствие.

 

Удовольствие

5.3 Женщины, постель, сиденья, платья и богатство – таковы препятствия на пути к Йоге. Бетель, лакомства, кареты, царства, власть, золото, серебро, а равно и медь, драгоценные камни, коровы, изучение Вед и Шастр, танцы, пение, украшения, жены и дети, мирские удовольствия — таковы помехи и несть им числа. Таковы препятствия, возникающие из удовольствия. А сeйчас послушай о препятствиях, возникающих из ритуалов.

 

Ритуалы

5.4 Препятствия, возникающие в результате ритуалов, таковы: омовения, поклонение божествам, соблюдение диеты и священных дней луны, жертвоприношения огню, жажда освобождения, обеты и клятвы, посты, соблюдение религиозных догм, молчание, аскетизм, созерцание и объекты созерцания, мантры, подаяние, мирская слава, заключение себя в различные резервуары, колодцы, пруды, монастыри и рощи, отказы от чего бы то ни было, обеты голодания, поклонение Луне, а также паломничество.

 

Знание

5.5 А сейчас, о Парвати, я опишу препятствия, возникающие из знания: сидение в Гомукасане и упражнение в Дхаути (т.е., очищение кишечника с помощью техник Хатха Йоги). Знание о распределении энергии по нади, изучение пратьяхары (т.е., управления органами восприятия), попытки пробудить силу Кундалини быстрым движением живота (т.е., с помощью Хатха Йоги), вступление на путь индрий, а равно и знание о том, как функционируют нади; таковы препятствия. А теперь, о Парвати, послушай об ошибочных представлениях о диете.

5.6 Мнение о том, что самадхи (единение) возможно вызвать путём употребления определённых химических веществ или определённой пищи — ошибочно. А теперь послушай об ошибочных представлениях об общении.

5.7 Мнение о том, что водить дружбу следует лишь с добродетельными, а порочных – избегать, тоже ошибочно. Измерение тяжести или лёгкости вдыхаемого или выдыхаемого воздуха – также ненужная затея.

5.8 Учения о том, что Брамман есть в теле или о том, что Он — создатель формы, или о том, что Он есть форма, или же о том, что Он не имеет формы, или о том, что Он есть всё, — все эти утешающие докрины суть препятствия. Таковы препятствия, возникающие из знания.

 

Четыре вида Йоги

5.9 Йога бывает четыёх видов: первая — Мантра-Йога, вторая — Хатха-Йога, тртья — Лайя-Йога и четвёртая — Раджа-Йога, низвергающая двойственность.

 

Ученики

5.10 Ученики бывают четырех видов: мягкие, умеренные, пылкие и очень пылкие.

 

Мягкие, то есть те, кому подходит Мантра-Йога

5.11 Не особо предприимчивые, забывчивые, придирающиеся к учителям, жадные, порочные, гурманы, безнадёжно привязанные к своим женам, робкие, непостоянные, застенчивые, болезненные, зависимые и жестокие, — таковы характеристики учеников дурным нравом и слабых; таковы мягкие ученики. С огромным трудом достигают они успеха за 12 лет. Такие ученики лучше всего подходят для обучения Мантра-Йоге.

 

Умеренные, то есть те, кому подходит Лайя-Йога

5.12 Те, кто либерально настроен, милосерден, стрмится к добродетели, достойно владеет словом, избегает крайностей в любом начинании принадлежит к категории умеренных. Учителю следует инициировать таких для изучения Лайя-Йоги.

 

Пылкие, то есть те, кому подходит Хатха-Йога

5.13 Тот, кто упорядочил свой ум, знает Лайя-Йогу, независим, полон энергии, великодушен, преисполнен симпатии и прощения, справедлив, смел, преисполнен веры и преклоняется перед своим Гуру, а также непрерывно практикует Йогу, принадлежит к категории пылких. Такие достигают успеха в течение шести лет; учителю следует инициировать таких для изучения Хатха-Йоги.

 

Самые пылкие, то есть те, кому подходит все виды Йоги

5.14 Тот, кто имеет огромный запас энергии, предприимчив, героичен, знает шастры, настойчив, неподвержен влиянию неконтролируемых эмоций, тот, кого сложно смутить, кто молод и умерен в еде, управляет чувствами, бесстрашен, чист, искусен, милосерден, тот, кто оказывает помощь всем, компетентен, устойчив, талантлив, доволен, преисполнен прощения и приятен в общении, преисполнен веры и нехваствлив, владеет словом, миролюбив, преисполнен веры в писания и почтения к Творцу и Наставнику, тот, кто не склонен транжирить время в обществе, свободен от гнетущих болезней, кто знаком с обязанностями ади-матры и практикует все виды Йоги, несомненно достигает успеха в течение трёх лет. Таких учеников следует инициировать для изучения всех видов Йоги без каких бы то ни было колебаний.

 

Обращение к тени

5.15 Обращение к тени позволяет Йогину видеть как видимые, так и невидимые объекты, и любой человек очищается этим упражнением.

5.16 На освещенном солнцем чистом небе следует созерцать свое божественное отражение. Как только оно появляется хотя бы на мгновение, ты тотчас же узришь Творца.

5.17 Тот, кто ежедневно видит собственную тень на небе, тот продлевает себе жизнь и не умрет случайной смертью.

5.18 Если тень полностью видна отраженной на небесах, то Йогин одерживает победу. Преодолев вайю, Йогин становится вездесущим.

 

Способ обращения

На восходе солнца (или при луне) Йогину следует остановить свой взгляд на шее отбрасываемой им тени. Затем, через некоторое время Йогину следует посмотреть на небо. Если Йогин увидит серую тень на небе, то это благоприятный знак.

5.19 Тот, кто регулярно упражняется в этом и знает Параматму, — становится полностью счастливым милостью своей тени.

5.20 Упражнение в этом полезно при путешествиях, женитьбе, благоприятных трудах, а равно и при разрешении проблем. Обращение к тени очищает и порождает добродетель.

5.21 Неустанно упражняясь в этом, Йогин начинает видеть собственную тень в сердце и таким образом достигает освобождения.

 

Радж Йога

5.22 Йогину следует закрыть уши большими пальцами, глаза — указательными, ноздри — средними, а губы — остальными четырьмя. Заключая таким образом воздух, Йогин видит свою светящуюся душу.

5.23 Тот, кто беспрепятственно увидел этот свет хотя бы на мгновение, освобождается и достигает вершины.

5.24 Йогин, упражняющийся в этом неустанно, забывает свои физическое, тонкое и причинное тела и достигает ощущения неотделимости от вселенской души.

5.25 Тот, кто упражняется в этом в тайне, растворяется в Браммане несмотря на ранее совершённые проступки.

5.26 Это упражнение следует хранить в тайне, ибо оно порождает убеждённость и дарит человечеству нирвану. Это — моя любимая Йога. Неустанно упражняясь в этом, Йогин начинает слышать таинственные звуки (нада).

 

Звук

5.27 Первый звук подобен жужжанию одурманенной мёдом пчелы, затем он переходит в звук флейты, затем — арфы. Затем, неустанно упражняясь в Йоге, которая дарит миру свет, Йогин слышит колокольный звон, а затем — раскаты грома. Сосредоточив внимание на этом звуке, не знающий страха Йогин растворяется в нём, о Возлюбленная!

5.28 Когда Йогин неуклонно направляет свой ум на этот звук, он забывает обо всём внешнем и растворяется в этом звуке.

5.29 Упражняясь в этом, Йогин покоряет все три свойства (т.е., доброе, злое и бесстрастное) и, освободившись ото всех состояний, растворяется в чидакаше (т.е., в пространстве сознания).

 

Тайна

5.30 Нет асаны равной Сиддасане; нет силы равной силе Кумбаки; нет Мудры равной Кечари-мудре; нет растворения подобного растворению в нада (т.е., в звуке).

5.31 А теперь, о Возлюбленная, я поведаю тебе о предвкушении освобождения, зная о котором даже самый безнадёжный ученик может достичь освобождения.

5.32 Вознеся молитву Творцу и упорно поупражнявшись в наилучших Йогах, пребывая в спокойном состоянии и в устойчивой позе, мудрому Йогину следует начать ознакомление с этой Йогой, ублажив своего Гуру.

5.33 Отдав свой скот и иное имущество знающему Йогу Гуру, и, ублажив его с величайшим усердием, пусть мудрый получит посвящение.

5.34 Ублажив Браминов преподнесением всякой всячины, мудрого с чистым сердцем следует ознакомить с этой Йогой в доме моем (т.е., в храме Шивы).

5.35 Оставив с помощью указанных методов все свои предыдущие тела (т.е., результаты прошлой кармы) и находясь в своем светящемся теле, да получит Йогин эту Йогу.

5.36 Уединившись, сидя в Падмасане, Йогину следует нажать на два виджняна нади (т.е., каналы знания) двумя большими пальцами.

5.37 Достигнув в этом успеха, Йогин очищается и становится воплощённым счастьем. Поэтому Йогину следует упорно упражняться для достижения успеха.

5.38 Тот, кто упражняется в этом, достигает успеха в короткие сроки и, кроме всего прочего, со временем приобретает вайю-сиддхи.

5.39 Тот Йогин, который осущестсвляет это хотя бы единожды, очищается и вайю входит в серединный канал.

5.40 Йогина, который упорно упражняется в этом, почитают даже боги. Такой Йогин получает доступ к сокрытым силам психики (анима, лагима и проч.) и может быть вездесущим в трех мирах.

5.41 По мере того, как Йогин совершенствует свои способности управления вайю, он приобретает власть над своим телом. Мудрый, пребывая в духе, наслаждается миром в этом теле.

5.42 Эту Йогу следует хранить в тайне. Открывать ее следует лишь тому, в ком проявлены все качества Йогина.

 

шесть чакр

 

Различные виды Дхараны

5.43 Йогину следует принять Падмасану и направить внимание в носоглотку. Далее, Йогину следует поместить язык в основание нёба — таким образом он устранит чувство голода и жажды.

5.44 Под носоглоткой располагается нади под названием курма. Когда Йогин сосредоточит внимание на этом канале, он достигнет величайшего сосредоточения на мыслительном принципе (читта).

5.45 Когда Йогин непрерывно мыслит о том, что ему дан третий глаз (т.е., глаз Шивы), тогда он воспринимает огонь как свет молнии. Созерцание этого ярчайшего света есть очищение, и даже самый порочный достигает высочайшей цели.

5.46 Если Йогин размышляет об этом свете денно и нощно, он видит Сиддхов и даже может вести с ними беседы.

5.47 Тот, кто созерцает шунью (т.е., пустоту или вакуум или пространство) непрерывно, в движении или стоя на месте, во сне или бодрствуя, тот становится полностью эфирным и растворяется чид-акаше.

5.48 Йогину, желающему достичь успеха, следует непрерывно приобретать это знание. Регулярно упражняясь в этом, он становится равным мне. Силой этого знания он становится всеми любим.

5.49 После того, как Йогин обрёл контроль над всеми стихиями и оставил какие бы то ни было надежды и мирские привязанности, ему следует принять Падмасану и удерживать взгляд на кончике носа. [В результате] его ум умиротворятеся и Йогин обретает силу, называемую Кечари.

5.50 Великий Йогин созерцает свет, чистый как святая гора (Кайласа), и силой опыта созерцания он становится владыкой и хранителем света.

5.51 Вытянувшись на земле, Йогину следует созерцать этот свет и таким образом устранить слабость и усталость. Созерцая затылочную область головы, Йогин покоряет смерть. (Ранее мы уже обсуждали результаты воздействия направления внимания в межбровье, поэтому нет нужды повторяться).

5.52 Четыре вида пищи (т.е., пережёванная, всасываемая, слизанная и выпитая) превращаются в хилус в организаме, который, в свою очередь, распределяется так: лучшая его часть, то есть тончайшая составляющая, используется для питания линга шарира или тонкого тела. Вторая его часть, более грубая составляющая, — питает физическое тело, состоящее из семи дату.

5.53 Третья часть, то есть наигрубейшая составляющая, выходит из тела с калом и с мочой. Первые две составляющие оказываются в нади и по ним разносятся по телу, питая его от макушки до пят.

5.54 Когда вайю движется по всем нади, тогда, благодаря движению вайю, жидкости тела наполняются необычайной силой и энергией.

5.55 Наиболее важны из всех нади — четырнадцать. Они распределены по различным частям тела и выполняют разнообразные функции. Они могут быть как сильными, так и слабыми; по ним течет прана.

 

Муладхара Чакра

5.56 Двумя пальцами выше ануса и двумя пальцами ниже лингама расположена область, подобная луковице, шириной в четыре пальца.

5.57 Внутри этой области находится йони, лицевой стороной она обращена к спине. Это пространство именуется корнем и есть обиталищем богини Кундалини. Она охватывает все нади, лежит, свернувшись в три с половиной оборота и ухватив хвост ртом. Она покоится у основания Сушумны.

5.58 Она спит там подобно змее, излучая свет. Подобно змее, она обитает между суставами. Она — богиня речи и называют её семя.

5.59 Исполненная энергии и подобная сияющему золоту, Кундалини суть сила (шакти) Вишну. Она — мать трёх основных качеств, то есть, саттвы (сосредоточение), раджаса (движения) и тамаса (рассеивание).

5.60 Там находится прекрасное как цветок семя любви. Оно сияет подобно золоту, а Йогины описывают его как вечное.

5.61 В объятиях Сушумны покоится прекрасное семя и излучает яркий свет подобно осенней луне, освещенной жаром миллиона солнц и прохладой миллиона лун. Богиня Трипура Байрави объединяет всех троих — и огонь, и солнце, и луну, — в единое. Её также зовут великой силой.

5.62 Она наделена силой действовать (двигаться) и ощущать, и циркулирует по телу. Она тонка по природе и предстаёт в виде пламени. Иногда она поднимается, а иногда опускается в воду. Такова великая сила, что покоится в промежности и называется сваямбу-линга (т.е., саморожденная).

5.63 Все это называется адхар-падма (лотос-основание) и четыре его лепестка обозначены буквами ва, ща, ша и са.

5.64 Рядом со сваямбу-линга расположена золотая область под названием Кула. Её владыку зовут Двиранда, а богиню — Дакини. В центре этого лотоса расположена Йони, — обиталище Кундалини. Циркулирующая над этим местом яркая энергия называется кама-виджа (семя любви). Мудрец, непрерывно созерцающий Муладхар, приобретает Дардури-сиддхи (т.е., способность прыгать подобно лягушке). Постепенно он может приобрести способность передвигаться по воздуху.

5.65 Тело становится сияющим, усиливается пищеварительный огонь, а за этим следует свобода от болезней, разумность и всеведение.

5.66 Йогин познаёт прошлое, настоящее, будущее, а равно и их причины. Он познаёт неслыханное науками, а равно и тайны наук.

5.67 Богиня познания пляшет на его языке, он приобретает мантра-сиддхи (т.е., достигает успеха мантрой) лишь постоянным повторениям.

5.68 Вот что говорит Гуру: «Упомянутые действия предотврящают старость, побеждают смерть и иные невзгоды». Упражняющемуся в пранаяме следует неустанно созерцать это [т.е., Муладхару], ибо таким созерцанием Йогин уничтожает последствия проступков.

5.69 Когда Йогин созерцает Муладхар лотос, т.е., сваямбу-линга, тогда назамедлительно разрушаются последствия его проступков. Сомнений в этом нет.

5.70 Он получает все, что пожелает ум. В результате неустанного упражнения он получает способность видеть того, кто приносит освобождение, того, кто наилучший и внутри, и извне, того, кого следует почитать усердно. Лучшего, чем Он, я не знаю никого.

5.71 Тот же, кто поклоняется внешнему, имея Шиву внутри, подобен тому, кто, имея пищу в руках, выбрасывает ее и отправляется на поиски пропитания.

5.72 Созерцать сваямбu-линга следует ежедневно, в одиночестве и с прилежанием. В результате этого упражнения придут все силы. Сомнений в этом нет.

5.73 Упражняясь в этом усердно и ежедневно, Йогин достигает успеха в течение шести месяцев и вайю входит в серединный канал.

5.74 Йогин овладевает умом и приобретает способность управлять дыханием и семенем. Затем он достигает успеха как в этом, так и в другом мире.

 

Свадиштана Чакра

5.75 Вторая Чакра находится в основании полового органа. У этого лотоса 6 лепестков, обозначенных буквами ба, бха, ма, йа, ра, ла. Стебель её называется Свадиштан, цветок её лотоса — кроваво-красный. Её владыку зовут Бала, а богиню — Ракини.

5.76 Тот, кто ежедневно созерцает Свадиштану, становится объектом любви и обожания всех прекрасных богинь.

5.77 Он бесстрашно декламирует различные Шастры и получает знание ранее неведомых ему наук. Он освобождается от всех болезней и смело передвигается по миру.

5.78 Он поглощает смерть, сам же он ничем не поглощен. Он приобретает такие психические силы как анима, лагима и проч. Вайю равномерно движется по его телу. Возможности его тела возрастают. Количество нектара, истекающего из ефирного лотоса, возрастает.

 

Манипура Чакра

5.79 Третья Чакра под названием Манипура находится в области пупка. Цвет — золотой, а десять лепестков обозначены буквами да, дха, на, та, тха, да, дха, на, па, пха.

5.80 Её владыку зовут Рудра — податель всех благ, а богиню — Лакини.

5.81 Когда Йогин созерцает Манипура лотос, он приобрестает силу под названием патал-сиддхи (т.е., то, что приносит постоянное счастье). Он становится владыкой желаний, разрушает скорби и болезни, обманывает смерть и получает способность входить в тело другого [существа].

5.82 Он приобретает способноть создавать золото и проч., видеть адептов (ясновидение), создавать новые средства от недуров и видеть сокрытые сокровища.

 

Анахата Чакра

5.83 Четвёртая Чакра, Анахата, расположена в области сердца. У неё двенадцать лепестков, обозначенные буквами ка, кха, га, гха, на, ча, чха, джа, джха, ньа, та, тха. Цвет его тёмно-кроваво-красный. Семя его есть вайю. Это очень приятное место.

5.84 В этом лотосе находися пламя под названием ван-линга. Созерцая это пламя, Йогин получает доступ к объектам проявленного и непроявленного мира.

5.85 Владыка лотоса — Пинаки, богиня его — Какини. Тот, кто неустанно созерцает этот лотос сердца, становится желанным даже для небесных дев.

5.86 Кроме того, он получает доступ к обширнейшему знанию, а именно, получает знание о прошлом, настоящем и будущем, становится ясновидящим и яснослышащим, и получает способность путешествовать по воздуху.

5.87 Он получает способность видеть адептов и богинь, известных как Йогини, приобретает силу Кечари и ему покоряется всё, что движется в воздухе.

5.88 Тот, кто ежедневно созерцает сокровенный Баналинга, несомненно приобретает психические силы под названием Кечари (т.е., способность передвигаться по воздуху) и Бучари (т.е., произвольное передвижение в пространстве).

5.89 Невозможно описать словами важность созерцания этого лотоса. Даже боги, включая Браму, держат в тайне способ созерцания этого центра.

 

Вишудда Чакра

5.90 Эта Чакра — пятая, имя ей — Вишудда, а расположена она у основания шеи. Цвет — сияющее золото, лепестков — шетнадцать, и обозначены они звуками а, аа, и, ии, у, уу, ри, рии, ли, лии, е, аи, о, ау, ам, ах. Владыка этого центра — Чагаланга, богиня его — Шакини.

5.91 Тот, кто неустанно созерцает этот центр, несомненно владыка Йогинов и заслуживает, чтобы его звали мудрым. Созерцанием Вишудди Йогин постигает все четыре Веды, включая тайны последних.

5.92 Когда Йогин, сосредоточив ум этом таинственном центре, гневается, все три мира сотрясаются.

5.93 Даже если ум Йогина волею случая растворяется в этом центре, он перестает воспринимать внешний мир и вкушает радости мира внутреннего.

5.94 Его тело никогда более не слабеет и наполнено силами сотни лет; оно становится твердже алмаза.

5.95 Когда Йогин прекращает созерцание этого центра, тысячи лет в этом мире кажутся лишь мгновениями.

 

Аджня Чакра

5.96 Двухлепестковая Чакра под названием Аджня находится в межбровьи. Два лепестка обозначены буквами ха и кша. Владыка — Шукла Махакала (Великое Белое Время), а владычица — Хакини.

5.97 Внутри находится вечная биджа (слог тха(м)), блистающая подобно осенней луне. Знающий об этом мудрый Йогин никогда уже не опускается ниже этого центра.

5.98 Этот центр излучает ярчайший свет, хранимый в тайне во всех Тантрах. Несомненно, что созерцанием этого света достигается величайший успех.

5.99 Я дарую освобождение. Я — третий линга в состоянии экстаза. Созерцая этот свет, Йогин уподобляется мне.

5.100 Два канала, называемые Ида и Пингала суть Варана и Аси. Пространство между ними носит имя Варанаси (Бенарес, священный город Шивы). Говорят, что там обитает Вишванатта (Владыка мира).

5.101 Воспринявшие истину Мудрецы не раз возвещали о величии этого святого места в писаниях.

5.102 Сушумна расположена вдоль позвоночного столба и поднимается к Брамарандре (т.е., к отверстию Брамы). Оттуда, изгибаясь определённым образом, она направляетсе к правой стороне Аджня чакры, опускается к левой ноздре, и называется Ганга.

5.103 Лотос, расположенный в Брамарандре, называется Сахасрара (т.е., тысячелепестковый). В центре его находится луна. Из этой области треугольной формы непрестанно истекает нектар. Эта порождаемая луной жидкость бессмертия непрерывно истекает через Иду. Нектар истекает непрерывным потоком через левую ноздрю, а Йогины назвали этот поток Ганга.

5.104 Из правосторонней части Аджни, направляясь к левой ноздре, течет Ида. Здесь она называется Варана (т.е., текущая на север Ганга).

5.105 Йогину следует созерцать пространство между Идой и Пингалой, как Варанаси. Пингала, подобно Иде, опускается от левосторонней части Аджни к правой ноздре и называется Аси.

5.106 У лотоса Муладхары четыре лепестка. В пространстве между ними обитает солнце.

5.107 Это солнце непрестанно источает яд, который течет по Пингале, перегргевая тело.

5.108 Эта порождаемая солнцем жидкость смертности истекает непрерывным потоком к правой ноздре, в то время как порождаемая луной жидкость бессмертия течет к левой [ноздре].

5.109 Исходя из левосторонней части Аджни и направляясь к правой ноздре, этот направленный на север ток Пингалы называется Аси.

5.110 Двухлепестковая Аджня есть обиталище Махешвары. Йогины говорят, что ещё выше — три более священные ступени, а именно Бинду, Нада и Шакти. И расположены они в лотосе лба.

5.111 Тот, кто непрестанно созерцает сокрытый лотос Аджня, тот беспрепятственно уничтожает все кармы своего прошлого.

5.112 Когда Йогин созерцает это место непрерывно, все формы, поклонения и молитвы представляются ему бесполезными.

5.113 Якшасы, Ракшасы, Гандарвы, Апсары и Киннары — все они преклоняются к его стопам и становятся послушными исполнителями его приказаний.

5.114 Обратив язык вверх и установив его в носоглотку, Йогину следует войти в состояние созерцания, которое уничтожит все страхи. Последствия проступков того, чей ум неподвижно сосредоточен на этом хотя бы мгновение, тотчас же уничтожаются.

5.115 Все вышеописанные плоды, достигаемые в результате созерцания других пяти лотосов, достижимы в результате постижения одной лишь Аджни.

5.116 Мудрец, непрерывно пребывающий в созерцании Аджни, освобождается от тяжких оков желаний и наслаждается счастьем.

5.117 Если в момент ухода из этой жизни Йогин созерцает Аджню, он растворяется в Параматмане.

5.118 Тот, кто созерцает Аджню стоя или при ходьбе, во сне или бодрствуя, неподвержен воздействию проступков, даже если бы и был способен на их совершение.

5.119 Так, собственными усилиями Йогин освобождается от указанных оков. Полностью описать словами важность созерцания Аджни невозможно. Даже боги, подобные Браме, обучились у меня этому искусству лишь частично.

 

Тысячелепестковый Лотос

5.120 Тысячелепестковый лотос расположен над Аджней, в основании нёба, где находится отверстие Сушумны.

5.121 От основания нёба Сушумна простирается вниз, пока не достигнет Муладхары и промежности. Все нади или окружают ее, или же опираются на неё. Эти нади суть семена тайны, истоки принципов, образующих человека и указывающих дорогу к Браману (то есть, к спасению).

5.122 Лотос, расположенный в основании нёба, называется Сахасрара (то есть, тысячелепестковый). В центре Сахасрары разположена Йони (то есть, центр силы), лицевая сторона которой обращена вниз.

5.123 Там же расположен и корень Сушумны, а равно и ее отверствие, называемое Брамарандра (то есть, отверствие Брамы).

5.124 У основания Сушумны обитает её внутренняя сила — Кундалини. Кроме того, в Сушумне присутствует ток силы под названием читра. Действия или изменения этого тока, по-моему, следует называть Брамарандра.

5.125 Тот, кто просто помнит об этом, обретает знание о Брамане, и все его тяготы и рождения в человеческом облике прекращаются.

5.126 Ротовое отверстие следует заткнуть большим пальцем, как пробкой, и таким образом остановить движущийся в теле воздух.

5.127 Благодаря движению ветра (вайю) человек скитается кругами по миру. Йогины не желают поддерживать это скитание (переливание из пустого в порожнее). Все нади увязаны в восемь узлов, и лишь Кундалини может пронзить все эти узлы, пройти сквозь Брамарандру, указывая путь к освобождению.

5.128 Когда воздух поностью замкнут во всех каналах, тогда Кундалини пронизывает эти узлы и выталкивается сквозь Брамарандру.

5.129 Тогда жизненная сила непрерывно течет по Сушумне. Справа и слева от Муладхары расположены Ида и Пингала. Сушумна проходит через середину Муладхары.

5.130 Полость Сушумны в сфере лотоса есть Брамарандра. Мудрец, который знает об этом, освобожден от оков причин и следсвий.

5.131 Три тока встречаются у устья Брамарандры. Омовением в этом месте достигается освобождение.

 

Слиянние Трёх Рек

5.132 Между Гангой и Ямуной течет Сарасвати. Омовением в месте слияния трех рек удачливый обретает освобождение.

5.133 Как мы уже упоминали ранее, Ида есть Ганга, а Пингала есть дочь солнца (т.е., Ямуна), серединная Сушумна – это Сарасвати. Место слияния всех трёх рек — самое недоступное.

5.134 Тот, кто совершает омовение в месте слияния Белого (Иды) и Чёрного (Пингалы), освобождается от всякой грязи и достигает вечности.

5.135 Тот, кто совершает погребение своих предков в месте слияния трёх священных рек, приобретает освобождение и для предков, и для себя самого, и достигает высочайших высот.

5.136 Тот, кто ежедневно совершает тройной обряд (то есть, регулярный, случайный и необязательный), созерцая это место, получает неоценимую награду.

5.137 Тот, кто хоть однажды искупается в этом месте, испытает неземное блаженство и, очистившись, сам превратится в Йогина.

5.138 В любом состоянии ума тот, кто совершает омовение в этом месте, становится святым.

5.139 В час смерти следует совершить омовение в месте слияния этих трёх рек. Тот, кто размышляет об этом, умирая, достигает освобождения моментально.

5.140 Во всех трех мирах нет тайны большей, чем эта. Эту тайну следует старательно хранить. Её не следует раскрывать первому встречному.

5.141 Если ум хотя бы на долю секунды сосредоточен в Брамарандре, наступает очищение и достигается наивысшая цель.

5.142 Святой Йогин, чей ум растворён в созерцании [Брамарандры], растворяется и во Мне, насладившись такими силами как анима, лагима и т. п.

5.143 Тот, кто познал Брамарандру, становится Моим возлюбленным в этом мире; очистившись, он приобретает право на освобождение. Распространяя знание, он несёт спасение многим.

5.144 Четырёхликие и Боги лишь огромными усилиями получают что знание. Это — наиценнейшее сокровище Йогинов. Секреты Брамарандры следует тщательно хранить в тайне.

 

Луна

5.145 Я уже упоминал, что в середине Сахасрары расположен центр силы; под этим центром находится луна. Мудрецу следует созерцать этот центр.

5.146 Созерцающего луну Йогина обожают все в этом мире. Он пользуется уважением богов и адептов.

5.147 В лобных пазухах ему следует созерцать молочный океан, затем ему следует созерцать луну, расположенную в Сахасраре.

5.148 В лобных пазухах расположена луна, содержащая нектар; у луны 16 ступеней. Йогину следует созецать её безупречную чистоту. Упражняясь непрерывно, Йогин приобретает умение её видеть за три дня. Лишь увидев её, он очищается полностью.

5.149 Ему открывается будущее, ум его очщается, и даже если он совершил пять величайших проступков, Йогин очищается за мгновение такого созерцания.

5.150 Любое положение небесных тел становится для Йогина благоприятным. Все грозившие ему опасности и неприятности разрушаются, и успех сопутствует ему во всём. Силы Кечари и Бучари открываются ему в результате созерцания распложенной в голове луны. Несомненно, что всего лишь посредством её созерцания, достигаются все эти результаты. Непрерывным упражнением в Йоге соискатель превращается в адепта. Истинно, что Йогин становится равным Мне. Непрерывное изучение науки Йоги приводит Йогина к успеху.

На этом заканчивается описание Аджняпура Чакры

 

Таинственная гора Кайласа

5.151 Над этим местом (т.е., над луной сферой) расположен блистающий тысячелепестковый лотос. Он не принадлежит микрокосмосу тела, он дарует спасение.

5.152 Истинное имя его — гора Кайласа. Здесь обитает великий Шива, которого называют Накула; он неуничтожим и пребывает в равновесии.

5.153 Тот, кто обнаруживает это сокровенное место место, тот освобождается от проявлений в этом мире. Упражняясь в этой Йоге, он обретает способность созидать и разрушать созданное.

5.154 Когда ум [Йогина] сосредоточен в том месте, где обитает Хамса и называется Кайлас, неподверженный болезням и несчастьям Йогин живет долгую жизнь, свободую от смерти.

5.155 Когда ум Йогина растворён в Кула (Шиве), достигается полнота Самадхи, и Йогин становится непоколебимым.

5.156 Упражнением в непрерывном созерцании он [Йогин] забывает мир и в спокойствии обретает чудесные способности.

5.157 Йогину следует непрерывно пить истекающий оттуда нектар; в результате он управляет смертью и приобретает власть над Кула. Здесь растворяется Кула Кундалини, а затем учетверённое созидание растворяется в Параматмане.

 

Раджа-Йога

5.158 Знающий это прекращает движения ума независимо от степени их активности. Поэтому Йогину следует неустанно и самозабвенно стремится приобрести это знание.

5.159 Когда движения ума прекращены, тогда простой человек становится истинныйм Йогином. Лишь тогда приходит Неделимое, Священное и Чистое Знание.

5.160 Йогину следует созерцать собственное отражение в небесах описанным ранее способом по ту сторону Космического яйца. При этом Йогину следет непрерывно мыслить о Великой Пустоте (Шунья).

5.161 Великая Пустота, которая начинается, подолжается и оканчивается пустотой, излучает тепло десятков миллионов солнц и прохладу десятков миллионов лун. Непрерывным созерцанием её Йогин достигает успеха.

5.162 Йогину следует ежедневно и тщательно упражняться в этой дьяне, и не пройдет и года, как он достигнет успеха.

5.163 Тот, кто может раствориться в этом центре хотя бы на мгновение, — истинный Йогин и почитаем во всех мирах.

5.164 Он мгновенно очищается, сомнений быть не может.

5.165 Познавший это не возвращается на пути этого бренного мира. Йогину следует усердно упражняться в этом путем пробуждения Свадиштаны.

5.166 Великолепие этого созерцания неописуемо словами. Упражняющийся – знает и достоин Моего уважения.

5.167 Созерцанием пустоты познаются плоды этой Йоги. Упражняющийся в созерцании пустоты приобретает психические силы известные как анима и лагхима, и проч.

5.168 Такова Раджа-Йога. Все Тантры хранят её секрете. А теперь я скажу о Раджадираджа Йоге.

 

Раджадираджа Йога

5.169 Приняв Свастикасану в прекрасном уединенном месте, вдали от людей и животных, почтив своего Гуру, Йогину следует упражняться в таком созерцании.

5.170 Осознав, что Веданта говорит о том, что Дживатма независима и самостоятельна, Йогину следует превратить свой ум в самостоятельный ум. Йогину нет нужды в созерцании чего-либо иного.

5.171 Несомненно, что упражнением в таком созерцании достигаются высочайшие успехи (т.е., маха-сиддхи). Устанавливая контроль над движением ума, Йогин становится совершенно Наполненным.

5.172 Тот, кто непрерывно упражняется в этом, — истинный бесстрастный Йогин. Он не использует слово “Я”, но непрерывно наполнен атманом.

5.173 Что есть узы и и что есть освобождение? Дла него – всё едино. Несомненно, что тот, кто непрерывно упражняется в этом, действительно свободен.

5.174 Он — истинный Йогин и почитаем во всех мирах. Он созерцает Дживатму и Параматму в отношении “Я” и “Я есть”, он отрекается от “Я” и “не Я”, созерцая неделимое, он, свободный от всех привязанностей, пребывает в этом созерцании, где познанием утверждения и отрицания растворяется все.

5.175 Вдали от Брамана, кто есть знание и блаженство, заблудшие бродят вокруг да около, ведя тщетные беседы о проявленном и непроявленном.

5.176 Тот, кто созерцает подвижную и неподвижную Вселенную, которая в действительности непроявлена, и уходит от высшего, непосредственного проявленного Брамана, тот растворяется в этой Вселенной.

5.177 Свободный от каких бы то ни было привязанностей Йогин неустанно упражняется в этой дисциплине, ведущей к Знанию, во имя освобождения от Невежества.

5.178 Мудрец, управляя органами восприятия, свободен от общества, пребывает среди объектов мира и отрешён от них, словно в глубоком сне.

5.179 Путём усердного упражнения в описанной дисциплине, проявляется внутренний Свет. С этого момента в наставлениях Гуру нет необходимости. Далее, Йогин становится самостоятельным, ибо наставления Гуру не могут способствовать росту его сил и возможностей. Далее, Йогин приобретает Знание своим собственным усилием.

5.180 То Знание, от которого в замешательстве отворачиваются речь и ум, приобретается лишь путём неустанного упражнения. Затем, это чистое Знание разворачивается из самого себя.

5.181 Хатха-йога невозможна без Раджа-йоги, а Раджа-йога невозможна без Хатха-йоги. Поэтому, мудрый Йогин сначала изучает Хатха-йогу в соответствии с наставлениями знающего Гуру.

5.182 Тот же, кто, живя в физическом теле, не упражняется в Йоге, живет лишь ради чувственных удовольствий.

5.183 От начала занятий до момента достижения мастерства Йогину следует соблюдать меру и воздержанность в еде. Иначе, как бы он ни был умен, успеха ему не достигнуть.

5.184 Находясь в обществе, речь Йогина должна быть благостной, но немногословной. Есть ему следует столько, сколько нужно для поддержания тела в надлежащем состоянии. Если Йогин стремится к освобождению, ему следует избегаеть общества других людей. Сомнений быть не может.

5.185 Йогину следует упражняться в этом в уединенном месте и в одиночестве. Внешне, Йогин может оставаться социально активным, однако вкладывать сердце в это нет нужды. Йогину нет нужды и в отречении от своих профессиональнык или иных обязанностей. Ему следует относиться к исполнению оных как к необходимому действию, не более. В таком действии нет ничего порочного.

5.186 Несомненно и то, что даже домохозяин, разумно следуя указанному методу, может достичь успеха.

5.187 Находять в кругу семьи и исполняя надлежащие обязанности, домохозяин достигает освобождения путём отрешения от так называемых достоинств и недостатков, удерживая под контролем органы восприятия. Упражняющийся в Йоге домохозяин не подвержен загрязнению даже если он совершает так называемый неблаговидный поступок.

 

Мантра

5.188 А теперь Я поведаю тебе об упражнении в наилучшем из упражнений, — о джапа мантре. Упражняясь в этом, Йогин достигает счастья и в этом, и в том мире.

5.189 Зная эту высочайшую из мантр, Йогин достигает успеха (сиддхи). Знание это дарует целеустремлённому Йогину и силы, и удовольствие.

5.190 В четырёхлепестковой Муладхаре молнией сверкает биджа речи (то есть, слог АИМ).

5.191 Биджа любви (КЛИМ) расположена в сердце. Она прекрасна как цветок. В межбровьи (то есть, в Аджне) светом 10 миллионов лун блистает биджа Шакти (ШТРИМ). Эти три слога следует хранить в тайне, ибо они даруют освобождение и наслаждение. Йогину следует повторять эти три мантры и пытаться достичь успеха.

(Следует отметить, что тайные названия этих биджа мантр в тексте не указаны. Целиком указанная мантра выглядит так: ОМ АИМ КЛИМ ШТРИМ).

5.192 Йогину следует учиться этой мантре у своего Гуру. Мантру следует повторять не слишком быстро и не слишком медленно, не допуская сомнений и осознавая таинственные отношения между символами мантры.

5.193 Мудрый йогин, сосредоточив внимание на этой мантре и исполняя обязанности, свойственные его положению, выполняет 100000 огненных жертвоприношений и затем повторяет эту мантру 300000 раз в присутствии Богини Трипуры.

5.194 По окончании такого священного повторения мантры (то есть, по окончании джапы) мудрому Йогину снова следует совершить огненное жертвоприношение в треугольном углублении в земле, используя сахар, молоко, сливочное масло и цвет олеандра.

5.195 Умилостивленная исполнением жертвоприношения, затем — джапа, затем снова — жертвоприношения, богиня Трипура Байрави снисходит и исполняет любые желания Йогина.

5.196 Даже самый отягощенный прошлыми кармами достигает успеха, если он, ублажив Гуру и получив наимогущественнейшую мантру, упражняется в сосредоточенном повторении мантры в соответствии с описанием.

5.197 Если Йогин, обуздав органы восприятия, повторит эту мантру 100000 раз (1 лак), то он приобретает силу привлекать к себе людей.

5.198 Если он повторит эту мантру 200000 раз, он приобретает способность подчинять своей воле кого бы то ни было и в любом проявлении.

5.199 Если он повторит эту мантру 300000 раз все божества, что правят мирами, а равно и сами миры, подчинятся его воле.

5.200 Повторив эту мантру 6 лак, он становится сосудом силы, то есть, истиным покровителем мира, окруженным слугами.

5.201 Если он повторит эту мантру 12 лак, владыки Якшас, Ракшас и Нагов подчиняются его воле и беспрекословно повинуются его приказаниям.

5.202 Если он повторит эту мантру 15 лак, Сиддхи, Видьядары, Гандарвы, Апсары подчиняются воле такого Йогина. Несомнено и то, что он немедленно получает знание обо всём сущем.

5.203 Повторив эту мантру 18 лак, он приобретает способность отрывться от земли и получает истинно сияющее тело. Он приобретает способность находиться где бы то ни было в этом мире по собственносму желанию, и видеть сквозь землю.

5.204 Повторив эту мантру 28 лак, мудрый Йогин становится владыкой Видьядар и может принимать любую форму, какую пожелает. Повторив эту мантру 30 лак, Йогин становится равным Браме и Вишну. Повторив эту мантру 60 лак, он становится Рудрой. Повторив эту мантру 80 лак, он становится всеблаженным. А повторив эту мантру 100 миллионов раз, великий Йогин растворяется в Парам Брамане. Такого усердного Йогина сложно найти в трёх мирах.

5.205 О, Богиня! Шива, разрушитель Трипуры, есть и Первопричина и Высочайшая цель. Премудрый достигает Того, Кто неизменен, неразрушим, упокоен, неизмерим и свободен от нечисти, то есть Высочайшей Цели.

5.206 О Великая Богиня! Наука Шивы — высочайшее знание, во все времена его хранили в тайне. Открытое Мною знание мудрый пусть хранит в тайне.

5.207 Если Йогин желает достичь успеха, ему следует хранить Хатха-Йогу в тайне. Хатха-Йога приносит плоды, пока хранится в тайне. Открытая, она утрачивает свою силу.

5.208 Мудрец, ежедневно изучающий это [писание] от начала до конца, постепенно продвигается на пути к успеху в Йоге. Несомненно, что тот достигает освобождения, кто ежедневно отдаёт этому должное.

5.209 Эту науку следует излагать всем тем, кто жаждет освобождения. Успех достигается лишь упражнением. Без упражнения как достигнуть успеха?

5.210 Таким образом, Йогину следует упражняться в соответствии с предписаниями. Тот, кто доволен тем, что имеет, кто обуздал органы восприятия (даже будучи домохозяином, но не погрязшим в исполненни обязанностей по хозяйству), достигает освобождения, упражняясь в Йоге.

5.211 Даже власть имущие домохозяева могут достичь успеха путём джапы, если совершают предписания Йоги надлежащим образом. Поэтому, и домохозяину следует упорно упражняться в Йоге, а имущество и условия жизни домохозяина не могут быть в этом помехой.

5.212 Домохозяин, живя с женой и детьми, не привязываясь к ним и упражняясь в Йоге в уединении, шаг за шагом продвигается к успеху, и, следуя Моему учению, живёт счастливо.

 

Конец пятой главы

 

 

 

2011.09.19

Об авторе