Философия

Лабиринт дуализма

Никому из нас не уйти от дилеммы насилия и ненасилия, убийства и неубийства. Тем, кто непосредственно не сталкивается с этой проблемой, чьи сыновья, братья или мужья не принимают участие в массовой бойне под названием война, порою кажется, что ее можно избежать. Тем не менее, внимательно рассмотрев этот вопрос, вы увидите насколько глубоко вовлечены, убедитесь, что бегство невозможно: каждому человеку так или иначе приходится занять четкую позицию.

Вы убиваете, если вашей безопасности, престижу или собственности что-то угрожает. Это присуще как индивидууму, так и группе, нации. Если до сих пор вы не осознавали этого, то сейчас дилемма «убийство – неубийство» стоит перед вами со всей присущей ей остротой, впрочем, как и многие другие проблемы двойственности, такие как любовь и ненависть, капитализм и коммунизм. Вы столкнулись с проблемой братоубийства во имя страны, религии, мира или чего-то подобного. Где тут истина? Возможно ли ее отыскать в бесконечном лабиринте дуализма? Как найти правильное решение, которое раз и навсегда прекратит дальнейшее противоборство и эскалацию конфликта? Не придется ли для этого выйти за пределы двойственности, присущей мышлению?

Многие верят, что борьба противоположностей порождает творческий огонь, что конфликт придает смысл жизни, а уклонение от борьбы – это иллюзия слабых. Но так ли это? Не содержит ли каждое полярное понятие частицу своей противоположности, обрекая на нескончаемый конфликт и боль всех стремящихся к чистоте идеала? Возможно ли извлечь искру истинного созидания из боли и противоборства? Так ли необходим конфликт для творчества или это состояние снисходит на человека, когда в ее или его жизни борьба и боль полностью сошли на нет? Свобода от конфликта противоположностей – это не иллюзия, в ней одной состоит решение наших многочисленных противоречивых проблем, и вы можете испытать это сами.

Чтобы освободиться от дилеммы «насилие – ненасилие», необходима свобода от любых проявлений злонамеренности, враждебности, стяжательства, жадности, похотливости. Большинство же воспринимает проблему упрощенно и удовлетворяется поверхностным реформированием в пределах двойственного мировоззрения. Принимая как должное борьбу противоположностей, мы пытаемся произвести такое изменение, чтобы в результате оказаться в лучшем, более выгодном для себя положении. Однако любая реформа или трансформация в рамках системы дуализма неизбежно приводит к дальнейшему усугублению ситуации, нарастанию боли.

Чтобы раз и навсегда разрешить проблему противоположностей необходимо отбросить саму структуру столь привычного для вас дуализма. В ней нет Истины, и если вы ее там будете искать, то неотвратимо окажетесь в плену еще больших иллюзий. Нужно выйти за рамки двойственности «я и не-я», «имущий и имущество» – вне этого бесконечного лабиринта двойственности лежит пространство Истины, вне боли и борьбы противоположностей находится творческое понимание. И это нужно прочувствовать, испытать на себе, но не посредством спекулятивного умствования, а лишь путем прямого осознания.

Первая беседа в Оук Грув, 27 мая 1945 года.

2014.09.14

Об авторе


ONE COMMENT ON THIS POST к “Лабиринт дуализма”

  1. Зарина:

    Позвольте не согласиться с автором до конца.Сложный вопрос Добра и Зла — в каждый момент разный для каждого человека , его может разрешить только тот, кто освободился от цепей Жизни и Смерти.
    Существует дхарма и есть люди, способные нести ответственность за нацию и даже планетарное человечество, преображая себя — он видит процессы в огромном количестве людей: от близких до соседей, от города до страны и … до планеты, где сегодня существует неразрешённый конфликт между мужским и женским
    Эпоха христианства завершила длительный цикл эволюционный: развитие независимого мышления человека, как познающего и самосознающего ( богоподобного), европейский ум достиг высшей точки — критики любой догмы, выработал самостоятельность познания через анализ.
    Новый цикл планетарный — уравновесить анализ синтезом, отчуждение от Другого (по Сартру) — солидарностью с ним ( как собратом по страданию), что приходит только через конфликт. Настоящая любовь приходит после честной ненависти, а ненависть проводит через ад и показывает границы смерти, которые человек уже никогда не переступит. То есть не познав ненависти — ты не узнаешь любви, не поняв законы смерти — ты не научишься управлять жизнью, двоичный код управляет всем — вы абсолютно правы.
    Но приходит время восточного мышления, пока ограниченного и инфантильного в смысле видеть полезность Я и Эго. Эго западного человека богаче волей, мыслью, воображением, благодаря культуре, потому что сама западная культура — тоньше, сложнее и требует всестороннего развития человека.
    Восток не прошёл героические напряжения «Я» в борьбе с внешним миром, у Запада накоплены энергии воли и разума Высшего Я, несравнимые с восточной пассивной позицией к реальности, которую она считает иллюзией. В этой «иллюзии» растёт и развивается человек, предназначенный космосом стать подобным Богу, то есть тем Учителям: основателям религий ( как высший тип), гениям — как опередившим массового человека.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *