Йога, Классика йоги

Хатха-йога Прадипика. Сватмарама (YOГА №1)

Глава 1

ОБ АСАНАХ

1.  Поклон и приветствие величайшему Шри Адинатху (Шиве), ибо он преподал мудрость Хатха-йоги, что подобно лестнице ложится под ноги тому, кто устремляется к вершинам Раджа-йоги.

2.  Поклонившись и своему Гуру, йогин Сватмарама приступает к изложению Хатха-видьи, которая ведет исключительно к постижению Раджа-йоги.

3.  Из сострадания к тем, кто блуждает во мраке противоречий и не может постичь Раджа-йогу, Сватмарама зажигает факел мудрости Хатха-йоги.

4.  Горакша и Матсьендра, и многие другие владели Хатха-видьей. И были благосклонны к йогину Сватмараме, позволив ему перенять у них это искусство.

5.  Вот имена совершенных — тех, что передавали знание сквозь века: Шри Адинатх (Шива), Матсьендра, Натх, Шабар, Ананд, Бхайрава, Чауранги, Мина-натх, Горакша-натх, Вирупакш, Билешайя.

6.  Мантхана, Бхайрава, Сиддхи Будда, Кантхади, Карантака, Сура-нанда, Сиддхипада, Чарапати.

7. Канэри, Пуджьяпада, Нитья-натх, Капали, Винду-натх, Кака Чандишвара.

8.   Аллама, Прабхудэва, Гхода, Чоли, Тинтини, Бхануки, Нардэва, Кханда Капалика и другие.

9.   Преодолев законы времени (смерти), эти великие Мастера поныне странствуют во вселенной.

10. Подобно дому, который защищает от палящих лучей полуденного солнца, Хатха-йога оберегает йогина от смертельного дыхания трех Огней. А для того, кто не прекращает свою тренировку ни на мгновение, она подобна черепахе, чей панцирь служит опорой Мира.

11.  Пусть будет сокрыто истинное искусство Хатха-йоги — так придет успех. Ибо лишь в тайне действенно это искусство, и тщетным делается, если неразумно раскрывать его всем и каждому.

12.  Места для практики требуется немного, но оно должно быть уединенным. Скал, огня, воды и прочих помех следует избегать, и в стране должно быть спокойно. И люди в округе пусть не будут завистливы и злы, и еды у йогина пусть будет в достатке.

13.  Жилище имеет небольшую дверь, и свободно от дыр в стенах и ям в полу, и потолок его не слишком высок и низок не слишком. Пережженным коровьим навозом должно обмазывать стены, и чтобы не было ни пыли, ни грязи, ни насекомых. Снаружи — беседка с возвышением для сидения и колодец. И забор вокруг. Таково описание идеального места, данное владыками Хатхи.

14.  Сидя в таком месте, йогин освобождает ум от беспокойства упражняется в Йоге сообразно наставлениям Гуру.

15.  Йогу разрушают шесть причин: привычка много есть; склонность переутруждаться; болтливость; слепое следование догмам и распорядкам, например, правило купаться по утрам в холодной воде, или есть по вечерам, или питаться одной лишь растительной пищей; а также стремление постоянно быть на людях и отсутствие настойчивости.

16.  Шесть причин сокращают путь, успех приближая: мужество, решительность, настойчивость, трезвость мышления, настойчивость (уверенность) и устранение поверхностного общения.

17.  Десять правил таковы: ненанесение вреда; честность; отказ от присвоения чужого; воздержание от чрезмерных растрат сексуальной силы; умение и стремление понимать, принимать и прощать; сострадание; терпимость; умеренность в пище и привычка жить в чистоте.

18.  Десять установок таковы: устремление; терпение; доверие к Силе; щедрость; преданность Единому; постоянное размышление о сущности Бытия; самоотречение и сдержанность; ясность разума; решительность и отрешенность.

19.  Асаны суть основа Хатха-йоги. Потому их описывают прежде всего. Устойчивость, здоровье и легкость тела достигаются практикой асан.

20. О некоторых я расскажу. Ими пользовались Васишта и другие мудрецы, а также Матсьендра и другие йогины.

21. Сядь на землю и, выпрямив туловище и зажав ступни между бедрами и голенями, получишь свастикасану.

22. Правую лодыжку кладем у левой ягодицы, а левую лодыжку — у правой. Такова гомукхасана, похожая на коровий рот.

23. Вирасана такова: одна ступня лежит на бедре другой ноги, другая ступня лежит под бедром противоположной ноги.

24. Уложи правую лодыжку слева от ануса, а левая — справа.  Йогины зовут это курмасана..

25. Ноги в падмасану сложив и продев руки между голенями и бедрами, пусть йогин уложит ладони на землю, поднимется над землей, и на руках стоит. Такова куккуттасана.

26. Приняв куккуттасану, следует шею обхватить руками и, соединив кисти позади головы, лечь на спину. Такова уттана-курмасана, что подобна черепахе по форме.

27. Возьмись обеими руками за (большие) пальцы ног, оставь одну ногу прямой, а ступню другой ноги подтяни к уху подобно тетиве лука. Такова дханурасана.

28. Уложи правую ступню у левого тазобедренного сустава, а левую ступню — снаружи правого колена. Правой рукой из-за бедра захвати левую ступню за большой палец, а левой – правую ступню, и поверни голову полностью влево. Такова матсьясана.

29. Она усиливает аппетит, разжигая пищеварительный огонь в теле, и многие из смертельных болезней проходят без следа. Кундалини пробуждается, а Луна становится устойчивой.

30. Выпрями ноги подобно палке. Возьмись руками за большие пальцы ног, живот уложи на бедра, а лоб — на колени. Такова пащчимоттанасана.

31.  Эта асана принуждает дыхание течь вдоль спины (по сушумне), разжигает пищеварительный огонь, укрепляет область брюшной полости и излечивает все (человеческие) недуги.

32.  Уложи ладони на землю, уравновесь туловище, прижав локти к брюшной полости по обе стороны от пупка и выпрями ноги над землей подобно палке.  Такова маюрасана.

33. Эта асана устраняет болезни селезёнки и иные недуги органов брюшной полости; а также устраняет недуги, вызванные избытком вата, пита или каппа дош.  С её помощью переваривается излишне съеденное и даже (смертельный) яд халахала.

34.  Ляг на землю на спину подобно трупу.  Такова шавасана.  Эта асана устраняет усталость и прекращает суету ума.

35. Восемьдесят четыре асаны даны Шивой. Из них четыре важнее всех других. Вот их объяснение.

36. Сиддха, падма, симха и бхадра — таковы эти четыре. Из них сиддхасана – наилучшая и самая удобная.

37. Левую пятку к промежности прижми, правая же пусть поверх полового органа лежит. Подбородок прижми к груди, сядь ровно и спокойно, подтянув живот, и гляди в межбровье. Такова сиддхасана, устраняющая препятствия на пути к совершенству.

38.  Можно левую пятку поверх члена положить, а правую — поверх левой. Также будет сиддхасана.

39. Иные называют ее ваджрасана, а еще — муктасана или гуптасана.

40. Как умеренность (в пище) и ненанесение вреда суть главнейшие среди правил и установок, главнейшей среди всех асан мудрые называют сиддхасану.

41.  Из всех 84 ежедневно следует упражняться в сиддхасане, ибо очищаются ею семьдесят две тысячи потоков.

42. Созерцание собственной духовной сущности, умеренность в пище и практика одной лишь сиддхасаны приводят йогина к успеху за двенадцать лет.

43. Прочие ни к чему, если сиддхасана освоена, а движение Силы ветра в теле само по себе останавливается.

44. Когда сиддхасана освоена полностью, ум останавливается немедленно, а три замыкания случаются сами собой.

45. Нет асаны подобной сиддхасане; нет способа дыхания, подобного свободной остановке (кевала кумбака); нет способа управления потоками Силы, подобного языковому замыканию в межбровьи (кечари мудра); и нет растворения, подобного растворению во внутреннем звуке.

46.  Правую ступню положи на левое бедро, левую — на правое, руками из-за спины захвати пальцы ног, прижми подбородок к груди и гляди вниз. Такова падмасана, все недуги устраняющая.

47.  Ступни — на бедрах подошвами вверх, и кисти — также на бедрах, вверх ладонями.

48. Глядя вниз, язык прижми к верхней десне позади зубов, подбородок опусти к груди, и Силу медленно поднимай, нисходящий поток (апана вайю) вверх обратив.

49. Это тоже падмасана — разрушитель всех недугов. Не всякому дано, однако мудрый постигнет ее.

50. Приняв падмасану, сложи руки на бёдрах, прижми подбородок к груди, и, на Едином ум сосредоточив, нисходящий поток (апана вайю) вверх толкай (мула банда), а восходящий (прана вайю) после вдоха вниз тяни. Соедини их в животе и тем Силу высшего знания в себе пробуди.

51. Тот йогин, что, в падмасане сидя, овладел дыханием, воистину свободен. Сомнения нет.

52. Уложи лодыжки у промежности так, чтобы левая пятка была справа, а правая — слева от неё.

53. Ладони положи на колени, пальцы вытяни, открой рот, сосредоточься и гляди на кончик носа.

54. Такова симхасана, как священная почитаемая лучшими из йогинов. Она способствует освоению трёх замыканий.

55. Пятки у промежности сложи: правая — справа, левая — слева. Ступни вместе соедини и руками держи крепко.

56. Такова бхадрасана, никакие недуги пред ней не устоят.

57. Мастера зовут ее горакшасаной. Йогину следует упражняться в ней пока усталость и неудобство не исчезнут без следа.

58. Затем, — в разных способах остановки дыхания (кумбака) и техниках управления Силой во всяческих асанах (пранаяма и мудра), которые призваны избавить потоки (нади) от нечистот.

59. Всего лишь год проходит, и достигает успеха тот, кто упражняется в Хатха-йоге, прислушиваясь к себе, соблюдая умеренность во всём, непривязанность и отрешенность.

60. Умеренность (в еде) такова: половина желудка наполняется приятной, хорошо приготовленной пищей (четверть – жидкостью, а четверть остаётся свободной).  Акт приёма пищи посвящается Шиве.

61. Чрезмерное количество горького, кислого, соленого, острого, зелёных овощей, жирного, смешанного с семенами кунжута и рапса, а равно и мяса животных и рыб, творога, масла, слив, жирных пирогов, асафетиды, чеснока, лука (даже в небольших количествах) — этого йогину есть не следует.

62. Избегать следует также пищи остывшей и вновь разогретой, слишком сухой, слишком солёной, слишком кислой, слишком острой, а также пищи с избытком овощей.  Начиная упражняться в Йоге, избегать следует открытого огня, женщин и странствий.

63. Так сказано Горакшей: людей порочных, завистливых и злых, огня, женщин, долгих путешествий, купаний по утрам, постов и всяческих действий, истощающих тело, следует избегать.

64. Пшеница, рис, ячмень, черный рис, хорошая кукуруза, молоко, топленое масло, сахар, масло сливочное, леденцы, мед, сухой имбирь, овощи, спелые сочные фрукты и чистая вода — все это йогину полезно.

65.  Йогину следует употреблять в пищу всё, что укрепляет и питает тело, обладает сладким и приятным вкусом, молочные продукты, а также иную пищу, которую йогин считает подходящей.

66. Успеха в йоге достигнет всякий, кто сумеет одолеть свою лень. И не важно, молод он либо стар, болен, слаб или даже дряхл.

67.  Лишь бы практика его была настойчивой. Ибо как без нее преуспеть? От книг проку мало: одним только чтением успеха не достичь.

68. И вырядившись в одежды, какие носят йогины, и всяческие священные предметы на себя навесив — тоже ничего не добьешься. Пустое это все, равно как и досужие разговоры (о йоге). Лишь в неустанной практике — секрет успеха. Сомнений в том не может быть никаких.

69. Асана, особые способы дыхания (кумбака), и прочие техники (мудра) — такова Хатха-йога, в которой следует упражняться до тех пор, пока не явится результат — царственное состояние Раджа-йоги.

Конец первой главы — об асанах.

 

2011.06.22

Об авторе