Детская йога

Детская йога (YOГА №11)

Екатерина Болгова

%%Детская йога – это,  скорее, гимнастика, позволяющая детям сохранить или восстановить здоровье. Часто известные йоги (например, Гита Айенгар, Мигель Перес) вспоминают, что болезнь в детстве вынудила их начать серьезно заниматься йогой. Болезнь была побеждена, а то, чему они сумели научиться в детстве, стало хорошей базой для продолжения занятиями йогой уже во взрослой жизни.

%%Дети более гибкие и податливые, нежели взрослые. Причем, характеристика эта в большей степени относится к состоянию психики, нежели к телу. Благодаря этим своим качествам дети легко учатся новому – это заложено природой. Даже сложные асаны они просто пробуют и делают со всей своей детской непосредственностью и легкостью. Взрослый, прежде чем сделать, успеет подумать «я так не сумею, у меня слабые руки», и этим убедит себя в бессилии. Если ребенку в детстве заложить уважительное отношение к себе и своему здоровью, несомненно, это будет большим плюсом в его дальнейшей жизни.

%%Иногда тренировки начинаются с рассказа ребят, например, про сердце или печень: где находится орган, за что он отвечает, как он выглядит – на что похож. Поскольку на занятиях разные по возрасту ребята, младшие с нескрываемым интересом щупают свои животы, пытаясь отыскать у себя внутри то, о чем рассказывают старшие, которые, в свою очередь, повторяют школьный курс анатомии. Интересно, что поначалу, многие дети стеснялись рассказов о желудке или кишечнике, они смеялись, фукали, начинали обзывать друг друга. Их очень веселило наличие всего этого у себя. Со временем ребята стали воспринимать себя более целостно, реалистично. Они уже знают, что съеденная булочка попадает сначала в желудок, который можно прощупать через кожу живота, а потом отправляется в путешествие по кишечнику, который тоже, желательно, иногда прощупывать пальчиками.

%%При демонстрации асаны идет комментарий, какой орган или система прорабатывается при данном положении тела. Выполняя асану, каждый ребенок может ответить на вопрос, что больше всего напрягается в данном положении: руки, спина или ноги. Что больше напрягается – то и работает больше всего.  Попутно и тело свое изучаем: некоторые могут не знать, где находятся ребра, слово «лодыжка» вызывает удивление, а макушку путают с затылком. А один мальчик был уверен, что почки в теле для того, чтоб ноги ходили: две почки – две ноги.

%%Детям не обязательно запоминать детальную информацию о том, что и как прорабатывается, однако у них откладывается понимание того, что работа с телом приносит пользу. А зачастую, дети сами знают свои проблемные места, и если говорится, что поза «павлина» (маюрасана) хорошо воздействует на органы живота, они очень внимательно повторяют асану, и видно, что они стараются.

%%Дети привыкают понемногу заботиться о себе – на тренировках мы этому учимся. То же самое можно сказать и про еду перед тренировкой. Ребята, как правило, прибегают в зал после занятий в школе. Как-то на тренировке мальчик, смотрю, сопит очень, попытался сделать уттанасану (глубокий наклон) – и просто сел на пол, недовольный. Спрашиваю: что случилось? Он говорит: тяжело в животе. И потом выяснилось, что он после школы забежал домой и плотно пообедал. Ребята знают, что если идешь в зал тренироваться, желудок должен быть пустым – иначе удовольствия от занятий не будет. Конечно, если очень хочется кушать после школы, можно прекусить яблоком, фруктами, выпить стакан сока (лучше свежевыжатого), на крайний случай, съесть только первое (желательно без мяса и хлеба), а второе и третье пусть ожидают окончания тренировки. Однажды перед тренировкой малыш подошел и тихонько спрашивает: «А если я съел пельмени, можно заниматься?» Говорю: «Занимайся, но внимательно слушай себя – не делай того, что трудно». Он после занятий подошел, качает головой: «Пельмени я больше есть не буду. А жареную картошку можно?»

%%На занятиях своя атмосфера и обязательные правила сосуществования. Существуют даже дисциплинарные наказания – за нарушения дети отжимаются, приседают, качают пресс и прочее. Причем делает это вся группа, а не только правонарушитель. Как, показывает опыт, это более действенно, чем наказывать кого-то одного – ребята учатся быть частью социума, им приходится брать на себя ответственность за свои ошибки перед другими. Если друзья ребенка просят его замолчать, эта просьба имеет для него больший вес, чем замечание преподавателя.

%%Часовая тренировка для детей разбивается на блоки: разминка, основная часть тренировки – асаны и заключительное расслабление.

%%Пранаяма – контроль над дыханием,  занимает особое место на тренировках по йоге. Дыхание должно быть спокойным, без задержек и зажимов в асанах. Но, честно говоря, детям сложно уследить за дыханием. Они-то еще и к своему постоянно изменяющемуся телу не совсем привыкли, и к тому, что оно может, а чего нет. А дыхание и вовсе не замечается. Кроме этого, они настолько легко иногда относятся к выполнению асан, что умудряются посмеяться или сострить, стараясь что-нибудь сделать. Исключение составляют подростки (где-то лет с пятнадцати), и детки с проблемами здоровья, например астмой, которые, невзирая на возраст, обязаны контролировать свое дыхание. Обычно такие дети очень серьезны в отношении всего, что касается дыхания, да и двигаются они осторожнее своих вполне здоровых сверстников.

%%Йога несет изменения. Иногда дети готовы меняться раньше, чем их родители. Тяжело переубедить бабушку болезненного ребенка, что на тренировку нужно одеть что-то натуральное, в чем ребенку не будет жарко. Были случаи, когда недовольные бабушки убеждали, что йога – это очень спокойная практика, во время которой дети не должны потеть. И  чтоб ребенок не замерз, на него надевали синтетический спортивный костюм, шерстяные носки и свитерок. К сожалению, такая забота о здоровье ребенка не принесет плодов.

%%Дети очень чутко прислушиваются к похвалам и недовольству собой у окружающих. Даже если на тренировке у ребенка что-то не очень получается, сначала нужно отметить, что все отлично, но вот руки нужно бы дотянуть, спину выровнять – а так все замечательно. Важно, чтобы ребенок услышал, что у него все получается. Недостатки можно исправить. Главное, не потерять веру в свои возможности.

 

 

 

2011.11.17

Об авторе